Ошибка
LESS expected color value: failed at `call_requests/styles.less";` line: 44

@import "addons/ab__stickers/theme.less";
@import "addons/ab__image_previewers/styles.less";
@import "addons/cp_shipping_values/styles.less";
@import "addons/call_requests/styles.less";
@import "addons/form_builder/styles.less";
@import "addons/form_builder/responsive.less";
@import "addons/banners/styles.less";
@import "addons/ecl_live_search/styles.less";

Население Камчатки

Археологические изыскания показывают, что заселение Камчатки началось около 15 тыс.лет назад. Древние люди - охотники и собиратели - зимой жили в больших землянках. Предки современных ительменов, коряков, чукчей и алеутов появились около 10 тыс.лет назад. Они рыбачили, охотились на бизонов, лошадей и других сухопутных млекопитающих.

По мере развития культуры ительмены переходили к оседлому образу жизни, селясь вдоль богатых рыбой рек. Коряки же, жившие севернее, вели полукочевой образ жизни, следуя за оленьими стадами и охотясь на тюленей и других морских животных на побережьи.

Языковое сходство и образ жизни коряков и эскимосов свидетельствуют о том, что между этими народами существовали контакты с древних времен. Есть сведения, что ко времени появления на Камчатке русских (17 век) здесь насчитывалось около 25000 коренных жителей.

Ительмены — название народа означает "живущие здесь". Южная изначальная граница расселения — мыс Лопатка, северная — река Тигиль на западном и река Ука на восточном побережье. Возглавлял острожек, состоящий из нескольких полуземлянок, в которых жили члены одной семейной общины, тойон. Имена тойонов до сих пор остались на карте Камчатки: Начики, Авача, Налычево, Пиначево. Жизнь ительменов в летнее время проходила раньше у воды и на воде. Передвигались они по рекам на долбленых колодообразных лодках-батах, изготовленных из тополя. Они ловили рыбу сетями, сплетенными из крапивных волокон, били ее острогами, строили ловушки-запоры на реках. Отсутствие соли не позволяло заготовлять большие рыбные запасы. Равнозначным занятием у этого народа была охота - на лисиц, соболей, медведей, горных баранов; на побережьях - на морского зверя: сивучей, тюленей, каланов. . У женщин-ительменок был обычай: носить парики. Более всего почиталась та, у которой парик был больше и роскошнее. Эти модницы всегда ходили с непокрытой головой. Девушки же свои тяжелые черные как вороново крыло волосы заплетали во множество мелких косичек и для большего шика покрывали их волосяными накладками, сплетенными в виде шапочек. Может быть, поэтому чукчи и коряки могли называть ительменов камчадалами, потому что в обоих языках "камча" означает "кудрявый", "лохматый", . Своеобразной была и одежда ительменов, сшитая из соболей, лисиц, евражек, снежных баранов, собачьих кож с обилием кисточек из горностая и пушистыми опушками по вороту, капюшону, подолу и рукавам. Стеллер писал: "Самые нарядные кухлянки обшиваются у ворота и рукавов, а также и на подоле, собачьим волосом, а на кафтан навешиваются сотни кистей из тюленьего волоса, окрашенного в красный цвет, которые болтаются из стороны в сторону при каждом движении". Такое одеяние ительменов создавало впечатление пушистости и лохматости.

Коряки — основное население севера Камчатки. Имеют свою автономию - Корякский округ. Название народа произошло от "хора" — "олень". Сами же коряки так себя не называют. Жители побережья назывались нымыланами - "обитателями оседлых селений". Кочевники, пасшие в тундре оленей, издавна назвали себя "чавчувенами", т.е. "оленными людьми". У коряков хорошо развиты домашние промыслы - резьба по дереву и кости, плетение, обработка металлов (знаменитые на весь мир паренские ножи), изготовление национальной одежды и ковров из оленьих шкур и вышивка бисером. Для чавчувенов оленеводство было основным, если не единственным, занятием. Олень давал им все необходимое для жизни: мясо шло в пищу, шкуры - на изготовление одежды (кухлянок, малахаев, торбасов), строительство переносных жилищ (яранг), кости - на изготовление орудий труда и бытовых предметов, жир - на освещение жилья. Олени были для коряков и средством передвижения. Для нымыланов основным типом хозяйства было рыболовно-охотничье. Рыбу ловили в основном в реках, сетями из крапивных волокон (на изготовление одной сети уходило около двух лет, а служили они всего год). Морской зверобойный промысел стоял на втором месте после рыболовства в хозяйстве оседлых коряков. В море выходили на байдарах, обтянутых шкурами, в нерпу, лахтака и, главное, кита метали гарпун, привязанный к носу судна, а добивали китов копьями с каменными наконечниками. Шкуры морских животных использовали для обтягивания лодок, шили из них обувь, мешки и сумки, изготовляли ремни.

Северными соседями коряков были чукчи — "оленные люди" (чаучу), часть их переселилась на Камчатку. Основным орудием охоты у чукчей были лук и стрелы, копье и гарпун. Наконечники стрел, копий и гарпунов делались из кости и камня. Добывая мелкую водоплавающую птицу и дичь, чукчи использовали бола (приспособления для ловли птиц на лету) и пращу, которая вместе с луком и копьем являлась также и военным оружием. Основным средством передвижения у чукчей служили олени, но, как и коряки и ительмены, они в качестве транспорта использовали собачьи упряжки. Чукчи - отличные мореходы, умело управлявшиеся с байдарами, вмещавшими 20-30 человек. При попутном ветре чукчи, как и коряки-нымыланы, использовали квадратные паруса, сделанные из оленьей замши (ровдуги), а для большей устойчивости на волне прикрепляли к бортам надутые воздухом тюленьи шкуры, снятые "чулком". Почти каждое лето чукчи совершали промысловые экспедиции на байдарах от залива Креста на реку Анадырь для охоты. Известно также, что они торговали с эскимосами, отправлялись к американскому берегу целыми флотилиями. Будучи неотъемлемой частью природы и живя в полной гармонии с ней, первобытное население полуострова в совершенстве знало растительный мир и широко использовало его богатства как источник продуктов питания и в лечебных целях, в полной мере использовалась фауна моря и суши. Так например, одним из основных объектом охоты и ритуальных обрядов был медведь. Местные жители испытывали уважение пополам со страхом к этом царю камчатского леса и есть отчего, камчатский бурый медведь считается самым крупным представителем вида среди своих сородичей.

Эвены в ряду камчатских аборигенов стоят несколько особняком. По происхождению и культуре они схожи с эвенками (тунгусами). Предки народа, переселившись на Камчатку в XVII в., изменили своему традиционному занятию - охоте и занялись оленеводством. Русские, придя на Камчатку, называли эвенов, кочевавших по Охотскому побережью, ламутами, т.е. "живущими возле моря", а пастухов - орочами, т.е. "оленными людьми". Кроме оленеводства и охоты, береговые эвены занимались рыболовством и морским зверобойным промыслом. Из ремесел самым распространенным у эвенов было кузнечное дело. Жилищем камчатским эвенам служил цилиндрическо-конический чум, по устройству похожий на корякскую ярангу. В зимнее время для сохранения в жилище тепла к чуму пристраивали туннелеобразный вход. В отличие от других народов Камчатки эвены не практиковали широко ездового собаководства.